О Советском Рождестве

Еще в царской России перед празднованием рождества в больших городах и в самых глухих деревнях как по волшебству за ночь на улицах вырастали сказочные елочные леса. Но после революции 1917 года вышел запрет на рождественскую елку как на пережиток прошлого и напоминание о боге, которого советская власть не признавала. И если люди ставили елку дома и наряжали ее, даже при этом, не ходя в церковь и не отстаивая рождественскую службу, то за это вполне можно было поплатиться даже свободой.

Вплоть до 30-х годов прошлого века шла жесткая пропаганда против Рождества. Выходили газетные статьи о безнравственной гибели прекрасных молодых елей, которым не давали вырасти для нужд государства советского. Они были необходимы для строительства новых домов и нового строя, в котором верили в коммунизм, и бог не должен был отвлекать людей от создания лучшей новой жизни. Рассказывались в статьях истории о праздниках без нарядных елок, где все рождественские традиции заменялись катанием на санях, лыжах и коньках, о поездках за город, с целью полюбоваться живыми величественными, покрытыми снегом елями, наполнявшими людей живительной силой. И надо отдать должное такой пропаганде елки полностью исчезли из жизни взрослых, хотя многим и было трудно отказаться от своих «привычек». Детям было легче, им для этого не приходилось прикладывать усилий.

И только к концу 30-х г. советская власть позволила своим товарищам устраивать празднование новогодней ночи с нарядной елкой. Таким образом, трансформировалось празднование Рождества в празднование нового года. Но если следовать здравому смыслу, то традиция эта была искусственно без внутреннего стержня, без веры в чудо и благодать господню. Но за годы коммунистического строя люди привыкли к празднику с брызгами шампанского и салатом оливьё, выступлением артистов и певцов, с разнообразными утренниками для детей. Но люди, сумевшие сохранить веру в бога во времена правления советов, по прежнему считали праздником Рождество Христово.

В послевоенные годы, когда Сталин отдал приказ на запрет разрушения оставшихся церквей и восстановление разрушенных, ограничение на празднование Рождества потеряло свою силу. Но празднование этого светлого праздника для многих стал носить прикладной характер, ведь славяне очень любят отмечать праздники, хотя главным для них остался новый год, с какой-то языческой подоплекой.