Казалось бы — чушь! Какая ВТО в средине прошлого века? Однако, давайте, на 10 минут, представим, что ВТО все таки существовала. И посмотрим исследование из области альтернативной истории на эту тему. Камера, мотор, поехали:
Сказка о мире, который, к счастью для нас, нашел свое место в другой, параллельной истории.
Часто современникам кажется, что происходящие события уникальны, представляют собой новые сочетания возможностей и альтернатив, и возможные пути развития этих событий скрываются в тумане бесчисленного множества действующих факторов. Но на самом деле сюжеты развития общества и целых цивилизаций уже не один раз повторялись, пусть и в совершенно разных обстоятельствах, с разными именами, географическими координатами и разными уровнями развития науки и техники. И пристальный взгляд в прошлое помогает увидеть очевидное сходство тех или иных поворотных пунктов в истории человечества. Почему мы забываем примерить эти известные истории на день сегодняшний – видимо причиной тому является так называемая «аберрация близости». И популярный фантастический жанр «альтернативной истории» помогает подчас примерить на себя иное развитие известных событий, экстраполировать их на день сегодняшний.
Конечно же, мы не претендуем в нижеследующей истории на подробную достоверность, детальное соответствие имен и названий – оставим это историкам. Нас интересует то, что называют сегодня модным словом «тренд», основной вектор развития событий.
Давайте представим себе такую вот альтернативную историю — из серии «а что было бы, если бы кто-то сделал по-другому, или пошел не туда», и чем все это могло бы закончиться. Давайте представим, что в 1931-м году уже существовала бы ВТО – да-да, та самая Всемирная торговая организация. И Советская Россия, как член Лиги наций, решила бы туда вступить. Конечно, по целому ряду заключений тогдашних ученых и экономистов, это было бы нам очень и очень выгодно!
Зачем проводить индустриализацию, напрягать население отсталой и разрушенной России непомерным трудом, строить свои заводы и конструкторские бюро, и все это непонятно на какие деньги? Берем то, что у нас есть: бакинская и грозненская нефть, зерно, лес, прочее сырье, чем богата наша страна – это продаем. Европе нужны ресурсы. Шахты отдаем в концессии немцам – им нужен металл, платят они исправно. Ну а сами ездим на прекрасных импортных машинах, на американских паровозах, летаем на английских самолетах, носим итальянское и французское. Все счастливы и сыты – ну не так, чтобы очень, но всяко лучше, чем горбатиться на Магнитке или Днепрогэсе, или, не к ночи будь помянут, Беломорканале.
Армию, кстати, вооружаем лучшими европейскими образцами – быстрые чешские танки «Прага», английские пулеметы и артиллерия, которой много осталось из арсеналов недавно отгремевшей Первой мировой. У французов кое-что закупаем, например батальонные комплекты обмундирования. Итальянские истребители ФИАТ красивы, хотя по некоторым данным, уступают новейшим немецким машинам, но Германия нам свои мессершмиты не продает…. Парады Красной армии выглядят весьма эффектно.
Американцы довольно дешево поставляют в Красную Армию свои автоматы Томпсона. Какой-то выскочка по фамилии Дегтярев написал в «Правду» письмо об их слабых боевых способностях, но его быстро поправили – к чему портить отношения с важным торговым партнером? Который, к слову, приобрел концессию на пушнину… Похожая история случилась и с проектами некоего Кошкина – Политбюро, на основании выводов военных экспертов и генералов, пришло к выводу о нецелесообразности развития собственной танкостроительной промышленности. Закупка чешских танков в несколько раз более экономически выгодна, нежели постройка своих мощностей. Вся экономика России направлена на повышение уровня жизни населения через развитие добывающих отраслей.
Беда, как всегда это бывает, грянула оттуда, откуда не ждали. В 38-м Германия вместе с Польшей рвут Чехословакию на части. Танки «Прага», которые так гордо катались с красными звездами на борту на наших парадах, остаются без запчастей. Но это не так страшно — у СССР подписан контракт с Францией на первые два батальона сухопутных монстров – модернизированные танки Char NFC 2. Эти гигантские махины просто обожает маршал Тухачевский, одним своим видом они наводят страх и трепет на потенциального противника.
Затем вдруг прекращаются немецкие и итальянские поставки. Мы просим Британию заключить контракт на продажу нам английской техники. Нас интересуют истребители Харрикейн, которые недавно начали поступать в Королевские ВВС, танки Валлентайн…. Но проходит всего несколько месяцев, и Гитлер нападает на Польшу. Англия и Франция вступают в войну. Цены на боевую технику больше не измеряются в деньгах, воюющим сторонам оружие нужно самим. Теперь пароходы не везут нам не то чтобы новые самолеты – даже имеющиеся в стране автомобили приходится использовать крайне экономно…
Ну а затем наступает июнь 1941-го. Два десятка французских супертанков были уничтожены с воздуха за несколько минут, не успев сползти с железнодорожных платформ. Те старые чешские танки, что еще находились в строю, были уничтожены за неделю танковыми клиньями Гудериана. Германские PZ III рвали устаревшие «Праги» в клочья, и не нашлось у Красной армии даже бригады Т-34 или батальона КВ, чтобы задержать немцев под Великими Луками или под Смоленском…
Краснозвездные истребители ФИАТ горели свечками, не в силах бороться с мессершмиттами. Две эскадрильи спитфайров, присланных Британией вместе с экипажами для обороны кавказских нефтепромыслов, были выбиты всего за три дня. Больше у Британии возможностей помочь не было – остров подвергался постоянным налетам люфтваффе, а Роммель уже высадился с Африканским корпусом в Триполи.
А наши ЯК1, ЛАГГ3 и даже И16 остались в той, другой истории. Не было заводов, чтобы построить в нужном количестве танки, самолеты, орудия.… Не было и конструкторов, чтобы создать оружие победы. Все предыдущие годы мы либо добывали нефть, лес, либо растили зерно на экспорт. Арсеналы таяли на глазах…
Американские томмиганы, пригодные для гангстерских разборок, в атаках и окопах превращались в железные дубинки – столь же бесполезные против немецких маузеров и МП38. Даже трехлинейки сгодились бы – но негде было произвести их в нужном количестве.
Москва пала уже в сентябре. В октябре немцы вошли в Казань. Бухарин, а также Каменев и Зиновьев, что выступали против тяжелой индустриализации и за вступление России в ВТО, вместе с другими руководителями страны были повешены немцами в конце 1941-го. Квантунская армия, не встретив серьезного сопротивления, заняла Владивосток и Хабаровск.
В январе 42-го немецкие танки прошли через Кавказ к персидской нефти. В марте пал Иерусалим и весь Ближний восток, а уже летом немецкие танкодесантные баржи форсировали Ла-Манш. Проект «тьюб аллойз» по созданию атомной бомбы так и не был запущен в ход, а Вернер фон Браун в Пенемюнде уже разрабатывал трансконтинентальные ракеты для целей в США, которые были заняты борьбой с Японией.
Но жителям бывшей Советской России было уже все равно. Те, кто выжил, пасли бюргерские стада, возделывали пшеницу для прокорма великой Германии, обслуживали солдатские бордели и даже боялись думать о том, что все могло повернуться иначе.… Если бы только мы не вступали в ВТО, а построили свою индустрию. Индустрию страны победителей…