«Все мы родом из детства», — сказал классик. Сейчас я солидная мать семейства, где воспитываются трое ребят, но живы, живы воспоминания о золотой поре октябрятского детства. Помню, что звездочка, прикрепленная в знаменательный день к лямке школьного фартука, навсегда отучила меня врать. Нет, не подумайте, что была я завзятой врушкой, но бывали такие моменты, когда ради пользы могла покривить против правды. Когда же на груди засветилась звездочка, это стало для меня совершенно невозможным. Поняла я это, когда мы на переменке прыгали через скакалку и настал момент, когда прямо захотелось сжульничать, но подружка моя потребовала: «Скажи честное октябрятское, что правда», и вот тут-то язык мой отказался произнести ложь. «Честное октябрятское» — это стало нерушимой клятвой, преступить которую было совершенно невозможно.
Много хорошего дало в нашем воспитании октябрятское и пионерское детство. Мы учились думать не только о своих мелких делишках, но и интересах других людей и о Родине. Помогали стареньким бабушкам и ветеранам, работали на колхозных полях и фермах, собирали металлолом и макулатуру. Расскажу, как во втором классе соревновались мы, кто больше соберет макулатуры. Кинули нам клич, объявили личное соревнование, что вообще было редкостью, обычно мы соревновались классами. Победителям обещалась награда в виде ценных для нас значков — «Октябрята по стране октября». Такие мы видели у третьеклашек, и очень ими восхищались.
И вот мы ринулись опустошать все залежи старых газет, журналов и книжек, каковых в каждом доме была уйма — в прошлые времена выписывалось много периодики. Собирая бумагу, мы не забывали интересоваться, как идет дело у других участников соревнования. У меня куча макулатуры росла с каждым днем, и наконец, в соперниках остался только мой закадычный дружок Колька Снегирев — у него тоже была внушительная гора. Значок получить хотелось, и на помощь были призваны родители. Мама принесла из школы, где она работала учителем, пачку исписанных тетрадок и рваных книжек из библиотеки. «Ну теперь-то Кольке меня точно не догнать», — радовалась я.
Момент истины наступил, когда все мы принесли в школу собранную бумагу. Наши с Колькой кучи несли папы — нам они были не под силу. Когда их взвесили, оказалось, что у соперника моего макулатуры на полтора килограмма больше. Слезы закипели у меня в глазах — так хотелось почетный значок! Старалась не подать виду и шмыгать носом незаметно — ну как будто у меня насморк открылся внезапно.
Оказалось, горевала я напрасно. На последней в учебном году линейке нам с Николаем обоим вручили желанную награду за первое и второе место. Как же трепетало сердце, когда директриса с похвальными словами приколола мне значок!
Он и сейчас хранится в шкатулке вместе со звездочкой, пионерским значком и значком «орленка», с серебряной медалью за окончание школы. Они — реальные свидетели событий дней минувших. И рассказывая детям о том, как мы жили во времена СССР, я показываю им эти весточки из моего детства, из нашей прошлой жизни.