а всю историю СССР не было народа, который бы настолько не соответствовал советскому строю, как цыгане. Они жили дорогой, им абсолютно не было дела ни до политики, ни до классовой розни. Власть считала их «чужаками» и с ними боролась…
Вольное племя
Такого народа как цыгане не существует. Это собирательное название нескольких этнических групп. Себя цыгане называют рома (ударение на последний слог). Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая Византией стала называться только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации.
Распространенное «Ромале» — звательный падеж от этнонима «рома». Такого народа как цыгане больше нет, они одни такие, вольнолюбивые, склонные к кочевой жизни, невероятно музыкальные. Кажется, они открыты для общения и душа у них всегда нараспашку, но это не так.
Рома — закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами («рома») и все остальные («гадже»).
Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу. За свою историю они перенесли не меньше бедствий, чем другие народы, но предпочитали переносить свое горе молча, особо не афишируя своей трагедии. Так было и во время геноцида рома, устроенного нацистами, и во время борьбы с цыганским образом жизни советской системы.
Коллективизация
Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома.
О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.
Нужно сказать, что революция стала для всех слоев цыганского общества серьезным испытанием. Первыми пострадали от новой власти зажиточные цыгане — купцы, домо- и землевладельцы. Ментальность цыган не позволяла им вступать в открытую конфронтацию, жизнь рома вседа была дороже имущества, поэтому даже оседлым цыганам, потерявшим все свое имущество, приходилось покидать насиженые места и уходить «за звездой кочевой».
Ликвидация «буржуев», «кулаков» и «господствующего класса» лишила цыган и их основной клиентуры. Закрывались рестораны, людям уже было не до танцев и песен, огромные массы народа оказались лицом к лицу с бедностью. Народ не мог платить ни за цыганские гадания, ни за изделия, которые цыгане производили.
Советская власть вовсю «раскулачивала» цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели становиться на путь социализма. Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах «красный угол», крестили детей, венчались.
Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что «религия-опиум для народа», но… Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.
Паспортизация
Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости.
На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане «бедные», то они должны ненавидеть «богатых». Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд.
Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к «неблагонадежным элементам». 27 декабря 1932 года в СССР был введен внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа можно было получать продуктовые карточки.
Города были разделены на «открытые» и «закрытые». Доступ в последние был цыганам закрыт. Начались массовые спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933 года было арестовано и выслано 5470 цыган.
Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в барачные поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.
Монисто как валюта
Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда.
В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты. Все потому что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество.
В крупных городах подвергались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. «Правонарушители» не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.
Указ об оседлости
Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии.
Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах.
Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать.
Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы , куда отправлялись учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к оседлости.
Цыгане в моде
Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане — свои.
Яшка-цыган из «Неуловимых мстителей» боролся за советскую власть не с меньшим рвением, чем его русские товарищи. Государство поддерживало цыганские коллективы (самый известный из них «Ромэн»), лоббированием интересов цыган занималась Галина Брежнева.
Цыганская культура была неотделима от русской, ни коллективизация, ни паспортизация, ни репрессии не смогли отвратить советских людей от любви к цыганской музыке и их неподражаемым песням и танцам.
Цыганские ансамбли с успехом гастролировали по городам Советского Союза, выходили телепередачи, посвященные цыганам. С большим успехом на экранах страны шли художественные фильмы про жизнь цыган.
Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял замечательные фильмы Лэутары и Табор уходит в небо, а в 70-е годы на телеэкраны вышла многосерийная лента Цыган, где главную роль сыграл прекрасный актер Михай Волонтир.
Алексей Рудевич