Видеореволюция в СССР

СССР для современной молодежи – это что-то далекое, иллюзорное и страшное. Как можно представить себе тотальный контроль над человеком и сплошные ограничения, в том числе – культурные? А ведь еще тридцать-сорок лет назад в этом плане у жителей СССР были большие трудности: читать, смотреть и слушать можно было только то, что одобряла цензура. Неудивительно, что появление в стране видеомагнитофонов в восьмидесятых годах стало настоящим чудом. Это было одним из проявлений свободы и не было человека, который не хотел бы к этой свободе приобщиться.

Появление чудо-аппаратов

К середине 80-х годов в СССР уже слышали слово «видеомагнитофон», но абсолютное большинство не имело понятия о таких аппаратах:в Советском Союзе их не производили, импортные же стоили по цене как «Жигули». Да и что бы делал с таким аппаратом обычный человек, если видеокассет с западными фильмами не было, а пиратские копии появятся только через 10 лет? Однако в 1984 году в Воронеже был освоен выпуск первого отечественного видеомагнитофона «Электроника ВМ-12» формата VHS. На видеопленку можно было записывать не только телепередачи, но и видео от присоединенной видеокамеры.

Такой «видик» стоил дорого: 1200 рублей. Несмотря на это, люди записывались в очередь, чтобы приобрести его в магазинах «Электроника», а такие магазины существовали только в крупных городах. Видеокассеты к отечественному магнитофону типа ВК-30, ВК-120, ВК-180, выпускавшиеся в Чебоксарах, невозможно было купить. Видеомагнитофоны комплектовались талонами, дающими право приобрести видеокассеты в магазинах «Березка» на чеки Внешпосылторга.Цена импортной чистой видеокассеты стоила от 100 рублей.

Если же обладателям видеомагнитофона «Электроника ВМ-12» чудом удавалось достать импортную видеокассету с фильмом без перевода, то им приходилось довольствоваться черно-белым изображением. Советская система цветности SECAM не могла воспроизвести цвета записей, сделанных в западных стандартах PAL и NTSC. Проблема решалась, если в телевизор за 150-250 рублей вставить небольшую самодельную плату (декодер). Умельцы изготавливали ее из наших радиодеталей. В результате экран цветного телевизора озарялся яркими красками западных фильмов.

В те времена если кто-то становился обладателем видеомагнитофона, то это каким-то образом становилось известно сначала соседям, а потом и участковому. Как следствие, это заканчивалось визитами на дом с проверкой на предмет просмотра запрещенных фильмов. Особо бесстрашные владельцы снимали верхнюю и нижнюю крышки с «видика», чтобы моментально вытащить кассету.

Эпоха видеосалонов

Даже в больших городах до середины 80-х годов зрелищное западное кино было редким явлением. Начиналось все с фильмов «Кинг-Конг», «Клеопатра», «Данди по прозвищу Крокодил». Появление в стране первых видеомагнитофоновпородило новое общественное место коллективных кинопросмотров – видеосалон. Начиная с 1986 года в самых неожиданных местах стали появляться видеосалоны, и первые пару лет везде показывали всего несколько десятков одних и тех же зарубежных фильмов.

Видеосалон представлял собой помещение с рядами кресел или стульев, на противоположном конце помещения метрах в 7-10 от последнего ряда стоял большой отечественный телевизор с декодером, рядом – видеомагнитофон Panasonic. Импровизированные кинозалы были оборудованы в подвалах, актовых залах учреждений, в общежитиях, в вагонах поездов на вокзалах. На входе продавались билеты за 1 рубль. Гасили свет, и все, затаив дыхание смотрели в один телевизор.  Все были довольны, никто не жаловался на тесноту, дергающуюся ленту заезженной кассеты, летом потели, зимой мерзли. Никто не оспаривал цену билета, которая превышала стоимость билетов в городской кинотеатр в четыре-пять раз. В перерывах между фильмами крутили мультфильмы или видеоклипы.

Взрослые с удовольствием посещали видеосалоны, крутившие фильмы до поздней ночи. Молодежь ходила на фильмы как на праздник. Особой популярностью пользовались боевики с участием Брюса Ли, Джеки Чана, Сталлоне, Шварценеггера. Впервые зрители увидели леденящие душу фильмы ужасов, например – «Кошмар на улице Вязов». Часть взрослых ходила на эротические фильмы («Эммануэль», «Греческая смоковница»). Стоит вспомнить об афишах того времени: написанные и разрисованные от руки плакатными перьями, они зазывали народ новыми в обиходе советских людей словами «Супербоевик», «Эротика», «Ужасы». Афишки были развешаны на столбах и стенах близлежащих домов, на остановках. Позжепоявились доставки видеофильмов на дом.

Стоит отметить, что все фильмы, которые предлагались в то время, были пиратскими, особо с этим никто не боролся. Видеосалоны были узаконены, платили налог с количества посадочных мест или от площади зала, в зависимости от района, пополняя городскую казну.

Эра видеопроката

Начиная с 1993 года видеосалоны стали исчезать, и к концу 1994 их практически не стало. Владельцы салонов в этот период срочно перекладывали свои капиталы в создание точек проката видеокассет, которых появилось очень много, почти в каждой библиотеке, в каждом промтоварном магазине. Точки проката пользовались популярностью, так как уже к середине 90-х импортная видеотехника начала поступать в розничную продажу. Даже простой рабочий считал своим долгомкупить импортный видеомагнитофон на накопленные деньги или кредит.

Но к видеомагнитофону нужны были кассеты, которые стоили дорого и их было трудно купить.Выручали точки проката, в которых за тот же рубль можно было взять кассету на сутки. За просрочку взимался штраф, а если в одни руки выдавалось сразу несколько кассет, люди оставляли в залог паспорта. Появилось первое клеймение видеокассет в местах ввинчивания шурупов, позволявшее защитить коллекционный фильм от подмены.

Репертуар фильмов тогда был на любой вкус: от фестивальных фильмов «Однажды в Америке», «Крестный отец», «Почтальон всегда звонит дважды», «Лицо со шрамом» до невзрачных боевиков. Актеры – герои фильмов – были кумирами и образами для подражания, особенно в среде молодежи.

С каждым годом спрос на видеокассеты рос, зарплаты поднимались, кассеты дешевели. Все больше новых фильмов поступали на рынок. Переводчики едва успевали переводить поступающие в страну нелегальные копии фильмов.В те времена не было даже речи о профессиональном переводе. Естественно, никто не думал о таких понятиях, как «игра слов» или «особенности языка»: речи актеров переводились дословно. Если прибавить к этому «фирменную» озвучку, то получалась гремучая смесь из набора слов, который произносился гнусавым голосом Леонида Володарского. Кстати, сам Леонид Вениаминович уже давно развенчал слухи о том, что он зажимал нос прищепкой во время записи. Переводчик не боялся гонений со стороны КГБ, как думают многие, а его характерный, легко узнаваемый гнусавый голос – это результат тяжелой формы гайморита. Кстати, кроме Володарского фильмы также озвучивали Алексей Михалев, удачно адаптирующий американский юмор для нашего восприятия, и известный современному поколению Дмитрий Пучков (да, тот самый «Гоблин»).

Предприимчивыебывшие видеосалонщикибыстро освоили новый вид бизнеса по нелегальному тиражированию видеокассет. Работы хватало всем: нужно было обеспечивать всю страну миллионами копий. Борьба с пиратскими кассетами периодически отражалась в газетных заголовках о том, что «Городе Nуничтожили нелегальные копииподпольной студии тиражирования». Но их были тысячи. Домашние видеоколлекции увеличивались и составляли уже сотни и тысячи кассет, и, казалось, так будет длиться вечно.

Но, как всегда, прогресс, подкравшись неожиданно, уничтожил видеокассетный бум. Началось это незаметно, примерно в 1995 году, когда в стране появились первые компьютеры. Не прошло и пяти лет как эра домашнего VHS ушла в прошлое, незаметно переродившись в эру дисков CD-ROM, а видеосалонщики переквалифицировались в торговцев фильмами на компакт-дисках, но это – уже совсем другая история.

Случайные и не очень рекомендации: