В советской архитектуре самым заметным направлением был так называемый, сталинский ампир. Ему присущи величественность и помпезность, которые были характерны во времена культа личности вождя Советского Союза, начиная с 30-х и до 50-х годов 20 столетия.
Сталинский ампир стал продолжением архитектурных идей Древнего Рима. Основываясь на ордерной классике с торжественным декором и четкими пропорциями, сталинский ампир привнес идеологические элементы в виде советской символики. Для сталинского ампира характерны композиции, изображающие человека труда, спортсменов или воинов. Еще одной характерной чертой этого архитектурного направления является использование дорогих материалов – гранита, мрамора и бронзы.
Массивность и роскошность таких сооружения впечатляет своей торжественностью и величием и должно было внушать чувство гордости и священного трепета у граждан страны. План реконструкции Москвы 30-х годов предполагал в архитектуре демонстрировать торжество социализма. По сути, архитекторы должны были выполнять идеологический заказ руководства страны, а не внедрять новые веяния в зодчестве.
После войны было принято решение о строительстве восьми многоэтажных зданий в Москве. Эти высотки объединяло единство стиля и они должны были преобразовать Москву и отразить идеологическую направленность. Так и случилось – было построено семь высоток, со шпилями, взмывающими ввысь, со звездами на фасадах, тугими пшеничными снопами на барельефах, с фигурами рабочих и колхозников и другими характерными деталями сталинского ампира. Восьмое здание осталось только в проекте и его возведение было заморожено после смерти Сталина.
Сталинские высотки называют «московским ампиром», их ярусы и башни на основе классического ордера завершали архитектурное направление Кремлевского ансамбля. В тяжелые послевоенные годы появление подобных сооружений внушало оптимизм и служило наглядным свидетельством возрождающегося благополучия.
Главное отличие сталинского ампира, от наполеоновского – отсутствие единовластного начала и прославление коллективного труда. Сталинский ампир узнаваем даже человеком, не сведущим в архитектуре. Не потому ли советские идеологи выбрали именно такой стиль реконструкции послевоенной Москвы? Впрочем, даже без идеологии сталинский ампир великолепен.