«Красный тюльпан» — вымысел или правда

Афганистан. Прошло более 25 лет с дня последнего вывода, написана и опубликована масса книг, историй, воспоминаний, но, все равно, есть еще нераскрытые страницы и темы, которые обходят стороной. Участь советских военнопленных в Афганистане. Может быть потому, что была она ужасна.

У афганских душманов не было привычки убивать сразу, обреченных на смерть военнопленных. К числу «счастливчиков» относились те, кого хотели обратить в свою веру, обменять на кого-нибудь из своих, передать правозащитным организациям «безвозмездно», чтобы весь мир узнал о великодушии моджахедов. Тех, кто не попадал в это число, ждали настолько изощренные пытки и издевательства, от простого описания которых волосы поднимаются.

Что заставляло афганцев так поступать? Неужели из всех присущих человеку чувств, у них осталась только жестокость? Слабым оправданием может послужить отсталость афганского общества вкупе с традициями радикального исламизма. Ислам гарантирует попадание в мусульманский рай, если афганец замучает до смерти неверного.

Не стоит отвергать наличие остаточных языческих пережитков в виде человеческих жертвоприношений с обязательным сопровождавшимся изуверством. В совокупности это было отличное средство психологической войны. Зверски изуродованные тела советских военнопленных и то, что от них оставалось, должны были служить устрашением противника.

То, что проделывали «духи» с пленными назвать устрашением язык не поворачивается. От увиденного — кровь стыла в жилах. Американский журналист Джордж Крайл в своей книге приводит пример очередного устрашения. Утром следующего, после вторжения, дня советским часовым были замечены пять джутовых мешков. Они стояли на крае взлетно-посадочной полосы на авиабазе Баграм около Кабула. Когда часовой ткнул в них стволом, на мешках выступила кровь.

В мешках были молодые советские солдаты, завернутые в… собственную кожу. Ее надрезали на животе и натянули вверх, а потом завязали над головой. Этот вид особенно мучительной смерти носит название «красный тюльпан». Об этом зверстве слышали все, кто служил на афганской земле.

Жертву вводят в беспамятство огромной дозой наркотиков и подвешивают за руки. Далее делают надрез вокруг всего тела и заворачивают кожу вверх. Приговоренный сначала сходил с ума от болевого шока, когда наркотическое воздействие заканчивалось, а потом медленно и мучительно умирал.

Сложно достоверно сказать, постигала ли советских солдат такая участь и, если да, то скольких. Разговоров среди ветеранов-афганцев ходит много, но конкретные фамилии они не называют. Но это не повод считать казнь легендой.

Доказательством служит зафиксированный факт применения этой казни к водителю грузовика СА Виктору Грязнову. Он пропал без вести январским днем 1981 г. Спустя 28 лет казахстанские журналисты получили справку из Афганистана – ответ на их официальный запрос.

Шурави Грязнов Виктор Иванович был взят в плен во время боя. Ему предложили перейти в исламскую веру и участвовать в священной войне. Когда Грязнов отказался, шариатский суд приговорил его к смертной казни с поэтическим названием «красный тюльпан». Приговор был приведен в исполнение.

Было бы наивным считать, что это единственный вид казни, которым убивали советских военнопленных. Иона Андронов (советский журналист-международник) часто бывал в Афганистане и видел много изувеченных трупов плененных солдат. Изощренным изуверствам не было предела – отрезанные уши и носы, вспоротые животы и вырванные наружу кишки, отрубленные головы, засунутые внутрь брюшины. Если пленяли много человек, издевательства проходили на глазах остальных приговоренных.

Сотрудники военной контрразведки, по долгу службы собиравшие останки замученных до смерти людей, и сейчас молчат о том, что они видели в Афганистане. Но отдельные эпизоды все же просачиваются в печать.

Однажды пропала целая колонна грузовиков с водителями – 32 солдата и прапорщик. Только на пятый день десантники нашли то, что осталось от захваченной в плен колонны. Расчлененные и изуродованные фрагменты человеческих тел валялись повсюду, припорошенные толстым слоем пыли. Жара и время почти разложили останки, но пустующие глазницы, отрезанные гениталии, вспоротые и выпотрошенные животы, даже у непробиваемых мужиков вызывали состояние ступора.

Оказывается, этих пленных ребят водили связанными по кишлакам в течение нескольких дней, чтобы мирные! жители могли колоть ножами обезумевших от ужаса молодых ребят, совсем беззащитных. Жители… Мужчины. Женщины! Старики. Молодые и даже дети!. Затем этих бедных полуживых ребят забросали камнями и повалили на землю. Тогда за них взялись вооруженные душманы.

Мирное население Афганистана охотно отзывалось на предложения поглумиться и поиздеваться над советскими военнослужащими. Солдаты роты спецназа попали в засаду в ущелье Маравары. Убитым стреляли в голову для контроля, а раненых за ноги подтаскивали к близлежащему кишлаку. Из кишлака пришли девять десяти- пятнадцатилетних подростков с собаками, которые начали добивать раненых топориками, кинжалами и ножами. Собаки вцепились в горла, а мальчишки отчленяли руки-ноги, уши, носы, вспарывали животы и выдавливали глаза. А взрослые «духи» их только подбадривали и одобрительно улыбались.

Просто чудом в живых остался один младший сержант. Он спрятался в камышах и был свидетелем происходящего. Позади уже столько лет, а он до сих пор дрожит и в глазах его сосредоточился весь ужас пережитого. И никуда не уходит этот ужас, несмотря на все усилия врачей и медицинские научные достижения.

Сколько их, до сих пор не пришедших в себя и отказывающихся говорить на тему Афганистана?

Елена Жарикова