Нынешние дети, к большому сожалению, уже не знают игр на улицах, во дворах. Городки, резиночка, вышибалы, казаки разбойники им, увы, ни о чем не говорят. Теперь их самыми любимыми играми стали телефоны, планшеты.
Учите ваших детей играть в игры во дворе, не лишайте их интересного детства.
Сейчас не видно играющих детей в «прятки», «собачку», «городки». Сегодня же дети выбирают игры по ленивее – играть в планшет, компьютер.
Игры дворовые, они нас выманивали на улицу и играли в них там до темна, постепенно забывают и они уходят в прошлое. Ведь многие из игр развивают не только ловкость, силу, выносливость, но также учат важным вещам – сплоченности и взаимовыручке.
Давайте вспомним наши с вами любимые, дворовые игры и познакомим с ними детей.
Прятки
Это довольно интересная игра, в которую можно играть, когда и где угодно. Особенна увлекательна выходит, когда на улице темнеет.
Правила
Для начала надо выбрать того, кто будет водить. В нашем детстве мы знали миллион разных считалок для этой игры. Потом, тот, кто будет водящим, подходит и отворачивается лицом к дереву, стене и начинает счет вслух до 10, 20, или 50, а игроки в это время прячутся.
Играющие должны спрятаться так, чтобы их не нашел водящий. Это задача игроков, а задача водящего – отыскать спрятавшихся. И если водящий найдет игрока, одного, то ему надо бегом бежать к своему месту (стене) и, застукать его. Если же игрок прибежит первым на место водящего и произнесет «стук-стук я», то он может выйти из игры. А тот, кого ведущий застукает первым, он станет ведущим на следующий раз.
Количество играющих – больше, лучше.
Салки, догонялки
Салки или догонялки, а также латки, ляпки, квач. Если верить Википедии, у этой игры около сорока названий! Везде по регионам было свое.
Игра эта очень простая. Суть в том, чтобы игроков догонять, салить их, а они в это время убегают кто куда.
Правила
Считалкой, без нее никуда, выбирают водящего игры. Все игроки становятся кругом и, услышав командное слово — Я салка! убегают. Бывало говорили, куда бежать нельзя к примеру, за забор, за качели.
Задача того, кто водит – догнать игроков, до тронуться рукой до них. Те, кого он коснулся, станет салка, а водящий идет на его место.
Имеется такой вариант салок, где водящий, если догоняет играющего, не выбывает, а бегает и догоняет других вместе с тем, кого первым он «засалил». Так они продолжают ловить всех пока не выловят.
Играют трое и больше.
Пекарь
Правила могут казаться не простыми, но это не так. Суть вот в чем. Для игры будут нужны палки, жестяная банка и мел.
Готовят площадку, где будет игра, 10 м на 6. Затем чертят мелом линии – первая линия – пешка, вторая линия – дама, третья – король, четвертая – туз.
От начало площадки и до последней линии — зона званий, а от последней и до конца — зона пекаря.
У последней линии на расстоянии 5 метров, надо начертить круг, куда поставят рюху, кирпич.
Выбирают пекаря и устанавливают очередь по сбиванию рюхи.
Игрокам нужно поставить конец палки на носок ноги, а другой упереть в ладошку, затем толкнуть ногой палку далеко. Если палка далеко улетела, тот будет первым сбивать рюху, а если близко, тот и пекарь.
Позицию за банкой, занимает пекарь, а у первой линии игроки.
Затем играющие, палкой, по очереди стараются выбить рюху. Потом начинается штурм, т.е. играющие все бегут за битами, а затем, возвращаются снова в зону званий. А в это время, пекарь бежит за рюхой, ставит на место и защищает ее. Его задача — не дать украсть со своей территории палку, но также ему надо попытаться коснуться своей палкой играющих и сбить рюху. Но если пекарь коснулся играющего, то будет он пекарем на другом коне игры, пекарь же станет игроком. Так каждая сбитая рюха, это повышение по званию. Кроме того, в каждом титуле имеются свои разные привилегии. К примеру — туз бывает неуязвим и водить не может.
Классики
Надо мелом на асфальте начертить прямоугольник и разделить на 10 квадратов и еще полукруг. Способов разметок и прыжков много. Но, всегда правило одно – играющие по очереди кидают камушек в 1 квадрат. Потом игрок прыгает на одной ноге, по квадратам и, обязательно толкает камушек.
Затем разворачивается и также прыгает назад. Если вдруг наступишь на черту или камушком не чаяно попадешь, встал на две ноги – передай свой ход другому.
Вышибалы
Выбирают вышибал, по два человека на каждую из сторон. Затем им надо встать друг напротив друга, примерное расстояние десяти, пятнадцати метров, а вышибаемые стоят в центре.
Вышибалы должны попасть в игроков мячом, если мяч коснулся тебя, уходи с поля. А вышибаемым надо иметь ловкость и быстро изворачиваться от мяча. Также вышибаемым можно ловить разные ловушки (свечи, картошки). Надо поймав на лету мяч не упускать ни в коем случае. Эти ловушки дарят, как бы дополнительные жизни. Если мяч коснется земли – игрок засчитывается выбитым.
Когда остается один игрок в команде, ему надо увернуться от мяча по числу его лет и, если все удается, вся команда может вернуться на поле.
Резиночки
Правила этой игры, как просты, так и сложны. Вроде бы ничего не надо, кроме резинки 3-4 метров. А с другой стороны в уровнях игры и упражнениях запутаться довольно легко, но дети их все знали на зубок. Два игрока натягивают резинку, а третий прыгает.
Было несколько уровней, которые необходимо выполнять определенным набором упражнений. Играть могут по 3-4 человека. Обычно играли девочки и парами.
Казаки-разбойники
Довольно веселая игра, которая сочетает салки и прятки.
Правила у каждого региона были свои и часто упрощались, но одно было неизменным – игроки делятся на две команды (казаков и разбойников). Здесь же выбирают атаманов и назначают поле боя, так как за пределами не играют. Штаб выбирают казаки, а разбойниками надо придумывать пароли, правильные и ложные.
Задачи: разбойникам надо захватить штаб у казаков, а казакам надо переловить разбойников и обязательно выпытать пароль, но правильный.
Дается сигнал, и разбойники все разбегаются и хорошо прячутся, а на асфальте оставляют стрелки, подсказки для казаков. Казаки должны обустроить темницу и придумать различные «пытки» для пленных, например, щекотать или пугать насекомыми. Через время казаки идут искать всех разбойников. Отыскав разбойника, сажают его в темницу и оттуда сбежать он не может. Разбойники же стараются захватить штаб. Играть можно от 6 человек.
Горячая картошка
Одна из самых любимых, подвижных игр советских детей – горячая картошка (мяч), а суть ее в следующем.
Играющие становятся в круг и начинаются перебрасываться горячей картошкой (мяч). Кто замешкается и не отобьет вовремя мяч, должен сесть в котел, центр круга. Уже сидя в котле, надо попытаться ловить мяч, который пролетает над головой, но вставать с корточек нельзя. Если сидящий в котле смог поймать мяч, то так он освободит себя и других, а играющий, который неудачно бросил мяч занимает, идет на их место.